ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Гистологические различия строения яичниковой вены и подкожных вен нижних конечностей при их варикозной трансформации в современной литературе изучены недостаточно. Цель – определение морфологических параллелей строения варикозно измененных вен при варикозной болезни таза и варикозной болезни нижних конечностей. Исследовано 50 гистологических биопсионных препаратов удаленных вен. Из них 25 больших подкожных вен было получено у пациенток с варикозной болезнью нижних конечностей и 25 препаратов резецированной яичниковой вены у 25 женщин с варикозной болезнью таза. Препарат окрашивали гематоксилин-эозином и по методу Ван-Гизон, изучали методом световой микроскопии. При исследовании препаратов отмечены существенные структурные изменения всех оболочек венозной стенки, как при варикозной болезни таза, так и при варикозной болезни нижних конечностей в виде совокупности атрофических, фибропластических и гипертрофических процессов, приводящих к потере ее функциональных свойств. В зависимости от декомпенсации патологических процессов выявлено 3 морфологические формы поражения венозной стенки. Гипертрофическая форма выявлена у 17 (34%) оперированных женщин, фиброзная – у 13 (26%), атрофическая – у 20 (40%) пациенток. В группе пациенток с варикозной болезнью таза по сравнению с группой пациенток с варикозной болезнью нижних конечностей выявлено преобладание начальных форм поражения. Отмечена корреляция тяжести поражения венозных сосудов с длительностью заболевания и возрастом пациента, числом предикторов риска и высоким индексом массы тела, что и явилось определяющим фактором возникновения данного феномена. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о схожести патоморфологической картины поражения вен, как при варикозной болезни таза, так и при варикозной болезни нижних конечностей.
В связи со стремительным развитием эндоваскулярной хирургии и увеличением количества малоинвазивных оперативных вмешательств возникает необходимость детального изучения вариантов архитектоники и топографо-анатомических характеристик экстраорганных кровеносных сосудов. Цель исследования - изучить вариантную анатомию чревного ствола и его ветвей у взрослых мужчин и женщин с различной формой телосложения. Проведен анализ 2300 компьютерных томограмм брюшной части аорты и ее непарных ветвей у взрослых мужчин и женщин в возрасте 25-75 лет с различным типом телосложения. Формы телосложения выделены согласно значению индекса Пинье (астеническая, нормостеническая и гиперстеническая). Установлено, что частота типичного классического варианта трифуркации чревного ствола у мужчин составляет только 35% наблюдений, а у женщин – 41,2%, при этом атипичный вариант его деления наблюдается значительно чаще (в 65 и 58,8% соответственно). Показано, что вне зависимости от пола и формы телосложения по индексу Пинье во всех изученных группах частота типичного варианта ветвления чревного ствола варьирует от 32,1 до 49,4%, а частота атипичного варианта составляет в среднем 62,1%. Среди атипичных вариантов деления чревного ствола наиболее часто встречается квадрифуркационный. Большинство изученных вариантов ветвления чревного ствола показали значимые различия их частоты в зависимости от пола и типа телосложения. Полученные результаты по вариантной анатомии чревного ствола могут существенно повысить качество предоперационной диагностики при хирургических вмешательствах на чревном стволе и его ветвях и исключить их ятрогенные.
Проблема возрастной инволюции структур иммунной системы в настоящее время становится все более актуальной. Цель настоящего исследования - структурно-функциональная характеристика висцеральных лимфатических узлов человека старческого возраста. С использованием иммуноморфологических методов изучены структура и клеточный состав бифуркационных и брыжеечных лимфатических узлов человека старческого возраста. Показано выраженное развитие волокнистой соединительной ткани, что приводит к фрагментации паренхимы узлов и сокращению площади коркового вещества. В корковом веществе выявляются лимфоидные узелки мелких размеров и узкая паракортикальная зона. В лимфоидных узелках отмечается отсутствие светлых центров с делящимися и малодифференцированными лимфоцитами и высокая концентрация зрелых CD20+ В-лимфоцитов. В паракортикальной зоне не выявляютсяCD4+ Т-хелперы. Во всех структурных компонентах лимфатического узла отсутствуют Ki67-положительные клетки, что свидетельствует об угасании лимфоцитопоэтической функции, которое обусловлено замещением ретикулярной ткани микроокружения волокнистой соединительной тканью и отсутствием CD4+ Т-лимфоцитов, регулирующих реакции клеточного и гуморального иммунитета. Разрушение ретикулярной стромы в синусной системе, которая является биологическим фильтром, ведет к нарушению функции очистки лимфы.
Иммунная система в целом занимает ведущее значение в формировании адекватного иммунного ответа при возникновении и развитии опухолей. Цель исследования - выявить особенности изменения морфологии и содержания биогенных аминов в тимусе крыс при экспериментальном канцерогенезе рака молочной железы путем введения N-метил-N-нитрозомочевины. В работе использованы люминесцентно-гистохимические, общегистологические и иммуногистохимические методы исследования, которые позволили получить важную информацию о функциональной активности клеточных элементов тимуса, количественном составе макрофагов, дендритных клеток, лимфоцитов и о качественной характеристике тучных клеток. Эксперимент выполнен на 85 белых нелинейных крысах-самках, которым вводили канцероген N-метил-N-нитрозомочевину, индуцирующий опухоль молочной железы. Животные были разделены на две группы: интактные (n=30) и крысы, которым вводили канцероген (n=45). Структуру тимуса исследовали через 1, 2 и 3 месяца после окончания инъекций. В ходе исследования отмечаются изменения морфометрических показателей органа. Через месяц после введения препарата увеличивается площадь мозгового и толщина коркового вещества, которые с увеличением срока исследования уменьшаются. Замещение паренхимы тимуса жировой и соединительной тканью начинается уже через 2 месяца и прогрессирует с увеличением срока исследования. Выявлена тенденция к волнообразным изменениям биогенных аминов, через 1 месяц наблюдается достоверный рост уровня гистамина и снижение серотонина и катехоламинов, через 2 месяца увеличение всех биогенных аминов, особенно гистамина (в 1,5 и более раз) в премедуллярных и тучных клетках, тимоцитах коркового вещества. Через 3 месяца, напротив, отмечается снижение гистамина и возрастание уровня моноаминов. Соотношение (серотонин+гистамин)/катехоламины через 1 месяц свидетельствует о снижении функциональной активности тимуса, а через 3 месяца - об ее увеличении. На всех сроках исследования преобладают дегранулированные формы тучных клеток. В динамике эксперимента выявлен рост числа дендритных клеток, лимфоцитов, и, вдвое числа макрофагов и Bcl-2+клеток. Полученные в ходе исследования данные позволили предположить, что введение N-метил-N-нитрозомочевины и последующее развитие опухоли молочной железы отражается на изменении морфофункционального состояния тимуса. При этом наибольшие изменения наблюдались через 2 месяца после окончания введения канцерогена еще до формирования опухоли молочной железы. Полученные данные могут иметь определенное значение при определении иммунного статуса в моделях экспериментального канцерогенеза.
Изучение морфологии легких при влиянии различных факторов внешней среды представляет большой интерес для различных направлений медицины и биологии. В работе проведено исследование патоморфологических изменений респираторного отдела легкого крыс при аспирационном остром повреждении и действии фармакокоррекции. В качестве повреждающего агента был использован ацетон, в качестве средств фармакокоррекции – препарат ГиперХАЕС, содержащий 7,2% раствор NaCl в сочетании с 6% гидроксиэтилкрахмала, а также липосомальную форму N-ацетилцистеина, которые вводили подопытным животным внутривенно однократно после индуцирования острого повреждения легких. Контрольная группа животных получала антибиотикотерапию. Окраску микропрепаратов осуществляли с помощью гематоксилина и эозина. Проводили количественную оценку гистологических признаков повреждения тканей легких. В результате исследования макропрепаратов легких была установлена степень легочного отека, а также противоотечное действие средств фармакокоррекции. На 6-е сутки эксперимента противоотечное действие сохранялось только после введения N-ацетилцистеина. Гистологическое исследование легких показало генерализованную деструкцию архитектоники органа в ответ на воздействие повреждающего фактора и ее редукцию под влиянием средств фармакокоррекции. В контрольной группе, признаки острого повреждения легких были наиболее обширными. Спустя сутки после введения раствора ГиперХАЕС в гистологической картине легких отсутствовали кровоизлияния. При количественной оценке гистологических признаков острого повреждения легких показано, что максимальный положительный эффект от введения ГиперХАЕС развивается через 24 часа после применения. N-ацетилцистеин в первую очередь приводил к уменьшению лейкоцитарной инфильтрации и препятствовал развитию нагноительного процесса. Пульмо-протективное действие N-ацетилцистеина реализовывалось через 24 часа от момента введения и сохранялось до 6-х суток эксперимента. Использование при остром повреждении легких средств фармакологической коррекции отражалось на картине летальности подопытных животных. При применении ГиперХАЕС к 6 дню погибло 37,5% животных, в группе с N-ацетилцистеином – 28,6%, тогда как в контрольной группе все животные погибли.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Патологические изменения структур почечного сосочка, по мнению ряда исследователей играют ключевую роль в патогенезе мочекаменной болезни. Согласно результатам существующих исследований, деструктивные процессы в коллагене характеризуются изменением длины, толщины волокон и их ориентацией в пространстве. Дезорганизация коллагена имеет ферментативные и не ферментативные механизмы. Цель исследования – исследование частоты и особенностей локализации бляшек Рэндалла и морфологическое исследование состояния соединительной ткани и базальной мембраны эпителия почечных канальцев разного уровня при мочекаменной болезни. Микроскопически исследованы препараты 29 биопсий почечной ткани, полученные от пациентов при фибро-уретеро-пиелоскопии (11), чрезкожной нефролитолапаксии (18) и препараты, полученные при 20 аутопсиях в случаях без видимой почечной патологии. Гистологические препараты окрашивались гематоксилином и эозином, для определения состояния волокон соединительной ткани методами Ван-Гизон, Маллори, Шифф-реактивом, альциановым синим, по Косу на кальцинаты. Результаты исследования показывают, что морфологические признаки мукоидного набухания соединительной ткани и базальной мембраны эпителия почечных канальцев разного уровня в сочетании с образованием микрокальцинатов требуют дальнейшего изучения возможной роли дезорганизации соединительной ткани почечной стромы в инициации камнеобразования в почках.
ДАТЫ, СОБЫТИЯ
ISSN 2686-8741 (Online)